Жаркие дискуссии под холодным ливнем

На пермском форуме «Пилорама» объяснили, почему музыканты любят власть

В последние дни июля на территории музея политрепрессий «Пермь-36» прошел VII международный гражданский форум «Пилорама-2011». В этом году он был посвящен событиям августа 1991 года и их осмыслению в течение двух десятилетий спустя. Жаркие дискуссии на тему «Мир несвободы и культура. 20 лет спустя» занимали умы правозащитников (как российских, так и зарубежных), бывших узников, представителей власти. И конечно, деятелей культуры.

Выставки, фильмы, концерты, спектакли. Культурная составляющая нынешней «Пилорамы» оказалась так широка и разнообразна, что порой перед гостями форума вставала серьезная дилемма: что же выбрать и куда пойти.

Россия для всех

«Гергиев – осетин, Иисус, Высоцкий и Плисецкая – евреи, Муслим Магомаев – азербайджанец». На ярких плакатах – небрежно, но выразительно – 80 имен выдающихся личностей истории – от древних святых до артистов и спортсменов современности. Поначалу шокирует и настораживает. И только изучив всех в буквальном смысле поименно, понимаешь истинный смысл выставки. Авторы проекта «Россия для всех» – коллекционер Виктор Бондаренко и художник Дмитрий Гутов – дают свой ответ национализму. Не важно, чья кровь течет в жилах человека, важно, что эта личность сделала для страны. Стоит отметить, выставка «Россия для всех» уже экспонировалась ранее в Перми в музее на речном вокзале, однако именно в контексте гражданского форума ее значение усиливается. Ведь цель проекта – еще раз напомнить о равенстве прав всех национальностей, проживающих в России.

Метров 300 от выставочного павильона, стилизованного под деревянный сруб (что символично!), и гость фестиваля словно попадает на несколько мгновений в суровое страшное прошлое этих мест. Зона особого режима, которая открыта для посетителей впервые, служит своего рода пропускным пунктом на пути к театральной сцене фестиваля. Таким образом, чтобы попасть на спектакли, зритель неизбежно делает важную паузу для раздумий.

В моноспектакле московского театра «Практика» «Человек.doc. Внутренняя Одиссея», посвященном философу Олегу Генисарет-скому, задействован сам ученый, в роли себя. Доктор наук на театральной сцене – уже само по себе необычно, возникает ощущение, что этот человек тотчас начнет читать лекцию. Однако совершенно неожиданно прямо на глазах у зрителя в профессоре открывается актер: в рабочем халате он прогуливается со шваброй в руках, ворчит, повествуя о своем счастливом детстве и занятиях йогой и вспоминая эпизоды из своей жизни, когда он совершает путешествие во внутренний мир.

Рок скорее мертв, чем жив

Тем временем на разных площадках фестиваля вовсю разгорались жаркие дискуссии. Одним из самых популярных стал серьезный разговор о судьбах российского рока. Вопрос о роли рок-музыканта в современном российском обществе обозначил свою актуальность с первых же минут дискуссии. Артемию Троицкому, который был заявлен ее модератором, по состоянию здоровья пришлось от поездки на Урал отказаться. Между тем специально для «Пилорамы» он записал видеообращение, которое и открыло встречу: «Нет смысла призывать артистов, чтобы они были социально ангажированными, политически и бойцовски настроенными. Лучше заниматься чистым искусством, первостепенная задача – творческая самореализация и честность перед самим собой. И если искренне нравится власть, то у меня претензий нет. Возмущает, когда из корысти рокеры зарабатывают на корпоративах и «селигерах». Это позор. Если из-за пиара это делают – тоже. Всех призываю к тому, чтобы артисты были честны по отношению к себе и друг к другу».

Месседж виртуального модератора поддержал и Андрей Макаревич: «Мне кажется, что иногда полезнее какое-то время побыть внутри себя, чем маршировать с флагами за кем попало, в ком ты завтра можешь разочароваться». Как признался гость, «профессиональные» протестные деятели его пугают, впрочем, как и «профессиональные» патриоты. И тут к беседе присоединился питерский коллега Владимир Рекшан (группы «Корабль дураков», «Санкт-Петербург»), не скупившийся на колоритные выражения: «Те, кто призывает свергать власть, ничем не лучше представителей попсы в розовых трусах». Ведь если ты музыкант – можно просто искренне петь о наболевшем, а лезть на баррикады артист не обязан.

Время от времени дискутирующие задавались вопросом, а что же вообще такое рок и жив ли он еще. Что до самой музыки, то с роком в нашей стране, по мнению Макаревича, происходит то же, что и во всем мире. Диагноз направлению музыкант дал пессимистический, правда, с ноткой присущей ему философии – рок умирает, но ничего страшного нет, ибо явление неизбежное: «Пик этой музыки пришелся на конец 1960-х – начало 1970-х, когда все рождалось, появлялись новые направления. И главное, когда человек с гитарой нес какую-то мессианскую нагрузку. Теперь человечество объелось. И волна не может не откатиться обратно. Но не надо кричать «караул».

Попытавшись дать оценку современным отечественным группам, Макаревич с ответом затруднился: мало знаком и ничего не цепляет. Эмоций не вызывает. Да и вообще, что такое рок сегодня – определить оказалось довольно сложно. Каждый вкладывает в это понятие свое, «потому и каша в головах» по этому поводу. На прозвучавшую из зала версию о том, что рок-музыка – это непременно протест, артист бросил скептический выпад: «Какой, к черту, протест? Против кого протестовали Лед Зеппелин? Где начинается и где кончается рок – я для себя не нашел. Я отличу хорошую музыку от плохой, но что такое рок, я не знаю».

А после дискуссии все ее участники собрались на гала-концерте, где выступили Григорий Данской, Олег Нестеров, команда СП «Бабай», Тимур Шаов и, конечно, Андрей Макаревич. К какому именно направлению отнесут их музыкальные энциклопедии в будущем, пока значения не имеет. Главное – они попытались задеть струны душ огромного числа зрителей. По-честному. И им это удалось.

Текст: Настасья Барашкова